^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Baner text 1

Baner text 2

Baner text 3

Baner text 4

Baner text 5

Get Adobe Flash player

LiveInternet

ads

Login Form

В Фаберлик я зарегистрировалась через этот сайт, а диеты для похудения беру отсюда

 

Гостья из будущего - размышления о фильме 25 лет спустя

Вышел на экраны некий новый фильм. Хит сезона, только о нем и говорят. Рекламные бюджеты и спецэффекты поражают воображение. Выпустили версию на DVD, собрали большую кассу, а через год-другой большинство благополучно забыло о нем. Настали новые времена, на слуху новые герои. 

Но есть шедевры, которые и через десятки лет заставляют о многом подумать. 

Отчетливо помню март 1985 года. К власти приходит Горбачёв, скоро начнется перестройка, а мысли миллионов советских школьников заняты совсем другим: по телевизору показывают "Гостью из будущего". Обычная девочка Наташа Гусева, сыгравшая Алису Селезнёву, внезапно становится иконой. Миллионы писем, толпы поклонников… Не избежал этой внезапной симпатии к героине фильма и ваш покорный слуга :) 

Зарабатывай с 500+ кранов на одном сайте

"Сие есть моя вторая публикация об Алисе Селезнёвой. Сразу предупреждаю: кого-то она шокирует, кому-то просто покажется, что противоречу своим прежним “светлым” идеям, даже просто предаю их. Посему скажу сразу: два года назад я уже разделял мнение, которое изложу сейчас. Оно нисколько не противоречит прошлому, хотя, наверное, спорно - что ж, я готов обсуждать его в форуме. 

“Куда катится наш мир!?” - возмущённо восклицают иные люди. И я им всегда на это отвечаю: “Да-да, именно туда! И это прекрасно!”. Трудно найти оптимиста, такого, как я, и почти невозможно - превосходящего меня в этом. И на то есть свои основания. 
Почему прекрасен образ Алисы? Мне сейчас кажется, что дело здесь не только и не столько в идеализации. Прекрасно парадоксальное. Алиса - не есть идеальный образ с точки зрения ТОЙ системы ценностей. Это действительно человек будущего. 

Селезнёва не встаёт, отвечая на уроке! Она удивлена, что это вообще нужно! Ну, положим, она просто не знала, но главное - у кого есть запись, посмотрите внимательно этот эпизод! 
--- Нет, у нас не встают. 
Лёгкое поднятие бровей --- и совершенно взрослый, ВЫЗЫВАЮЩИЙ взгляд. Не знаю, кого благодарить - режиссёра или Гусеву, но получилось гениально. 

Прекрасный эпизод не включён в фильм: Алиса спорит с учительницей математики, совершенно не думая о возможном неприятии этого со стороны других учеников класса. Её неоднократно упрекают в том, что она - “выскочка”, но она не видит в этом ничего плохого. 
--- Но ведь ответ был в самом деле неправильный. Как же я могла молчать? И вообще очень любопытный казус... 

Как мне это знакомо!!!!! У меня почти точь-в-точь была ситуация в школе, и не один раз. Только с тем отличием, что я всё же доводил дискуссию до победного конца. А в университете? Сколько раз такое было с моими друзьями! Даже на следующий день один раз была битва отложена. 

Есть две великие истины. 

1. Алиса - дочь РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО общества. 
Истина есть прагматически выделенная ценность (т.к. способствует научно-техническому прогрессу и, извиняюсь за пошлость, развитию средств производства), и к ней надо стремиться. В пределах разумного: 
--- Я считаю, если можно не врать, то лучше не врать. Я уже так завралась, на три года вперед норму перевыполнила. 

2. Алиса - дочь ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОГО общества. 
Как это второе казалось страшным тогда! А, между тем, всё закономерно: мышление Алисы начисто лишено догм, а поведение - конформизма. Зачем вставать для ответа? Где есть такой закон? Любая условность должна быть рационально оправдана. Может быть, ещё скажете, столовый прибор около тарелки строго определённым образом класть!? А уж, тем более, как можно скрывать свои знания только из страха принизить достоинство других? Алисе вообще незнакома такая ситуация. ТАМ неординарность - повод для уважения, а не зависти. 

--- ... В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одаренных людей. ... 
Поистине, ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! Хотя и преувеличение. 
Кстати - почему всего 5? Очень просто: низкая рождаемость - закономерное следствие перехода к индивидуалистическим ценностям. 

По меркам общества 1984 года у Алисы типичные симптомы шизоидной акцентуации характера: дикое (но уже сейчас на глазах входящее в норму) сочетание прагматизма, нонконформизма, интраверсии, последовательности, высокого интеллектуального развития, в определённом смысле даже невоспитанности и девиации, и совершенно неподдельной чистоты, искренности характера, который всё жизнь остаётся детским с точки зрения социального поведения. Шизоид всегда в чём-то обгоняет сверстников, а в чём-то отстаёт. Вот эта парадоксальность, на мой взгляд, несколько сглажена в фильме. А зря. 

Классический фильм, где показаны шизоиды - “9 дней одного года”. Там есть просто гениальная сцена, когда на свадьбе один из учёных поднимает тост за какую-то непонятную детальку из экспериментальной установки жениха: ему плевать на то, что так не принято, на то, что на него странно посмотрят: он хочет быть самим собой, он даже гордится неординарностью своей выходки. А потом какой-то полушуточный разговор между другими гостями перерастает в настоящую научную дискуссию с выводом на бумаге. 

Великими “большими детьми” также были, как известно, Ландау и Дирак. С интеллектуализацией общества такое явление неминуемо входит в норму. 
--- У взрослых бывают тайны, о которых даже думать смешно, - сказала, смеясь, Юлька. 
--- У так называемых взрослых, - поправила ее Алиса. - Она всего лет на шесть-семь старше нас. Пустяки. 

Собственно, это и даёт Алисе безусловное моральное право спорить с учительницей на равных. Известно, что в Японии хорошая экспериментальная физика, и плохая теоретическая. Почему? Физики объясняют это излишним уважением к старшим. Невозможно вести конструктивную дискуссию, не поставив собеседника на один уровень с собой. Для Японцев это сложно. 
Вот новый образ, на который теперь призывается равняться детям - не пионер-герой, не тимуровец, уступающий бабушке место в автобусе, а гораздо более сложный для понимания персонаж. 

Приведём пример, показывающий, насколько всё неоднозначно. 
В своё время больная тема в форме - Алиса и секс. Каково отношение? Сейчас меня убьют, но я скажу. 

Я НЕ МОГ БЫ поручится за девственность 11-летней Алисы. И это НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ Гусевско-Арсёновскому образу. 

Представьте себе ситуацию конца 21 века. Представьте себе рациональное, атеистическое общество (тут уж никуда - объективная тенденция, да простят меня верующие). Вместо религии, как я уже говорил в прошлой публикации, здесь ценности научно-технического прогресса - стремление к истине, творчество, развитие личности и общества. Какое тут дело до секса? 

СЕКС ОТДЕЛЁН ОТ МОРАЛИ. 
Он здесь вообще не причём. 
СЕКС РАЦИОНАЛИЗИРОВАН. 
СЕКС ОТДЕЛЁН ОТ ЛЮБВИ. 

Объясняю: 
Эволюция отношения общества к сексу: 
1. Христианская позиция прошлого: 
Секс допустим для продолжения рода. 
2. Светская позиция прошлого: 
Секс допустим в браке. 
3. Современная позиция: 
Секс допустим в любви. 
4. Позиция недалёкого будущего: 
СЕКС ДОПУСТИМ. 

Для несогласных с сиим последним разделением, не устану повторять свои прежние слова: ЛЮБОВЬ - это ОТНОШЕНИЕ! Взаимоотношения, в т.ч., секс - это возможные СЛЕДСТВИЯ любви. Любовь как отношение очищена от секса, а секс очищен от морали. 
Короче говоря, реалия будущего: 
СЕКС ЕСТЬ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 
Как, например, лакомство брамрулетами. 
ВНЕ МОРАЛИ! 

Не сочтите предпоследнюю строчку за намёк. Всё же, я нахожу более вероятным ошибочность “щекотливых” гипотез относительно Алисы. 
НО! 
Главное в том, что это ВООБЩЕ НЕ ВАЖНО в ТОМ обществе. Это никак не сказывается на характере человека. Подобно тому, как в настоящее время уже мало что говорит о человеке его одежда и музыкальные направления, которые ему нравится. 
И правильно делает Булычёв, что обходит эту тему стороной, о чём было сказано в форуме. 
В принципе, и любовь тоже: 
--- По-моему, ты никогда не была влюблена. 
--- А ты? 
--- А я забыла :) 



Великие и прекрасные кадры. Начало третьей серии. Идёт типично советский заставочный видео ряд - машины, троллейбусы, проезжающие через перекрёсток. Звучит музыка в типичной аранжировке того времени. На глаза наворачиваются слёзы: настолько это всё НАШЕ, родное, домашнее, земное после всех этих сказок о будущем в первых двух сериях... И над этим всем в окне больницы сидит ОНА... Неподвижная, как статуя. Может показаться, что это увеличивается только один кадр. ЕЁ здесь нет... Она внутри себя. Она смотрит в никуда. Для неё всё это ЧУЖОЕ. Бесконечно... ТАКИХ здесь пока держат только в больницах... Весельчак У это хорошо понимает. ТАКИХ пока ещё трудно понять в целостности, в совокупности, в не противоречии. 1984 год... 
ТЕПЕРЬ мы уже начинаем понимать. ТЕПЕРЬ мы уже прошли 17% пути. ТЕПЕРЬ мы стали мудрей
." 

«Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему? 
Наверное, сейчас уже можно ответить на этот вопрос - мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь. 

Представьте себя в 1912-ом - закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям, что ближайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего - лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам - такому умному, интеллигентному, по Высоцкому - которого они услышали только от вас... И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете? 

Мы прошли четверть пути - и мы по уши в грязи, и выхода не видно - могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший. 

Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х - и так, что об этом даже и писать не захотят. 

И это только начало. 
Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы. 

Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после Третьей Мировой Войны. 
Вспомним для начала саму Алису. 
Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны. 
И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего - в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления... И даже целеустремленность - форма и т. д. - шелуха - главное - цель... Не было ли это все разработано первоначально, как программа тренировки спецназа? Но - 11 лет! Это много говорит о эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная! 

Хорошо развивалось и оружие - что в мирное время вряд ли возможно. Бластер... (Между прочим, где-то попалась мне интересная дискуссия - где убедительно доказывалось, что бластер - это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины - державшее разряд. Да и парализующее излучение. 
Флип - с антигравитационным движителем - это сейчас он ФЛиП - ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ - ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения - широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный полголовник - защищать шею при перегрузках. 

Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество - и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика - держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера - помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик - готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека... 
Нет, общество было рационалистическим - потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату - списанному боевому киборгу двухтысячных... 
Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века - это сюжет какого фильма?). 

Кстати, внешность Вертера - никаких ассоциаций? Это так сказать "белокурая бестия" - старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик... Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных - на не причинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности... 



А еще - попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно. 
Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту. 

Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны - одна из наблюдателей, с другой - именно ее (прошу обратить внимание - безо всякой подстраховки - в лице спецназа) - посылают ловить пиратов. 
Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой - так это вряд ли - слежку Фимы не обнаружил бы только слепой. 
(Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера - где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод - не сдавать "и погубить Полину" - кажется так? ). 
Возражение - Полина - специалист по XX веку. Возможно. Но - обратите внимание - за пиратами она прибыла в одежде XXI века - не маскируясь. То есть - точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов - простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу - допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении. 
Или поручить освобождение линкора "Миссури" простому коку... Если только кока этого не зовут Райбек - и не был он до того - ну кем там был Стивен Сигал - спецназовцем что ли. 
Индивидуалистическое общество... Не просто! Война заставила каждого быть "тактической единицей самому по себе" - вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки. 

И не только Полина. 
Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы "Они превратились в вас": "Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве - у Селезнёва миелофон - миелофон у Алисы". Анализ - а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон. 
Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии - реакцию Крыса, когда к их зданию подходит 6-б класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата. 
А у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени. 
Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине. 
Маленькая особенность таких милитаризованных обществ - очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно - на детей. Проще говоря, заваленный оперативник - это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку - не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с применением принципа коллективной ответственности. 

Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в "Краткое содержание предыдущих серий" последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится. 

Дальше - Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович - лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они, во-первых, немедленно переходят в подчинение Коле - что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации. 
Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия - отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними - может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы - оба обречены. 

Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку? 
Происходит трансформация: только что ты - специалист-биолог - а в следующий момент - простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть. 

В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим - техника коммандос. 

Следующий - робот Вертер. И та же не рассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции. 

А последний - Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя - а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать - вот и всё, чем можешь быть полезен. 

В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компетентному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует... Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь. 

Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: "А почему именно мы?" 
Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один - спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй - в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего. 
И - Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО? 
В общем, если время интересует историков будущего... его обитателям стоит только посочувствовать. 

Пираты... Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах - пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего - во времена войн и после. 

И кстати - помните космопорт? Когда-то он поражал - как сказка. А вот посмотрел в последний раз - маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный... Отсеки эти - и в космопорту, и в Институте времени - так и подразумеваются герметичные перегородки - отсекающие помещения в случае попадания... Таким ли должен быть космопорт Москвы - столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшные. А еще - зеленый город - не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект "Зеленная лужайка" - на месте ЧАЭС? 
Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас - вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм - всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом - после атомной бомбардировки 20.. года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины... 

Словом, мир этот очень непростой. И - пройдя весь путь XXI века - трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности. 
Так вот вам и ответ - что же было в глазах Алисы Селезневой... В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир был ненастоящим. Помните: "Вечер... Такой, как у нас...". Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века - оказывается этот мир был не чёрно-белым. 

Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила - знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно. 

Снисходительное отношение... "Он не помнит ни чинов и не имён". А еще жалость там была. 

Алексей Сотников

 

 Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими (10 лет спустя)

 Первый вариант этого текста я написал в 2000-ом, 10 лет назад. Сейчас хочу вернуться к нему, появилось много новых мыслей.

  

   Небольшое замечание: в статье анализируется фильм "Гостья из будущего", а не книга Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд"

  

   * * *

  

   Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему?

   Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос - мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.

  

   Представьте себя в 1912-ом - закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям что близжайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего - лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам - такому умному, интеллигентному, по Высоцкому - которого они услышали только от вас... И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?

  

   Мы прошли четверть пути - и мы по уши в грязи, и выхода не видно - могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.

  

   Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х - и так, что об этом даже и писать не захотят.

  

   И это только начало.

   Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы.

  

   Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после Третьей Мировой Войны.

   Вспомним для начала саму Алису.

   Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны.

   И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего - в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления... И даже целеустремленность - форма и т. д. - шелуха - главное - цель... Не было ли это все разработанно первоначально, как программа тренировки спецназа? Но - 11 лет! Это много говорит о эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная!

  

   Хорошо развивалось и оружие - что в мирное время вряд ли возможно. Бластер...

   (Между прочим, где-то на www.kulichki.com/vrchance попалась мне интересная дискуссия - где убедительно доказывалось, что бластер - это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины - державшее разряд. Да и парализующее излучение.

   Флип - с антигравитационным движителем - это сейчас он ФЛиП - ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ - ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения - широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный полголовник - защищать шею при перегрузках.

  

   Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество - и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика - держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера - помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик - готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека...

   Нет, общество было рационалистическим - потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату - списанному боевому киборгу двухтысячных...

   Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века - это сюжет какого фильма?).

  

   Кстати, внешность Вертера - никаких ассоциаций? Это так сказать "белокурая бестия" - старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик... Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных - на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности...

  

   А еще - попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно.

   Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.

  

   Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны - одна из наблюдателей, с другой - именно ее (прошу обратить внимание - безо всякой подстраховки - в лице долбаков из спецназа) - посылают ловить пиратов.

   Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой - так это вряд ли - слежку Фимы не обнаружил бы только слепой.

   (Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера - где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод - не сдавать "и погубить Полину" - кажется так? ).

   Возражение - Полина - специалист по XX веку. Возможно. Но - обратите внимание - за пиратами она прибыла в одежде XXI века - не маскируясь. То есть - точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов - простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу - допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении.

   Или поручить освобождение линкора "Миссури" простому коку... Если только кока этого не зовут Райбек - и не был он до того - ну кем там был Стивен Сигал - спецназовцем что ли.

   Индивидуалистическое общество... Не просто! Война заставила каждого быть "тактической единицей самому по себе" - вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.

  

   И не только Полина.

   Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы "Они превратились в вас": "Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве - у Селезнёва миелофон - миелофон у Алисы". Анализ - а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.

   Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии - реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата.

   А у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени.

   Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.

   Маленькая особенность таких милитаризованных обществ - очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно - на детей. Проще говоря, заваленный оперативник - это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку - не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с прменением принципа коллективной ответственности.

  

   Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в "Краткое содержание предыдущих серий" последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.

  

   Дальше - Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович - лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле - что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.

   Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия - отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними - может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы - оба обречены.

  

   Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?

   Происходит трансформация: только что ты - специалист-биолог - а в следующий момент - простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.

  

   В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим - техника коммандо.

  

   Следующий - робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.

  

   А последний - Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя - а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать - вот и всё, чем можешь быть полезен.

  

   В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компететному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует... Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь.

  

   Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: "А почему именно мы?"

   Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один - спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй - в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.

   И - Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?

   В общем, если время интересует историков будущего... его обитателям стоит только посочувствовать.

  

   Пираты... Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах - пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего - во времена войн и после.

  

   И кстати - помните космопорт? Когда-то он поражал - как сказка. А вот посмотрел в последний раз - маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный... Отсеки эти - и в космопорту, и в Институте времени - так и подразумеваются герметичные перегородки - отсекающие помещения в случае попадания... Таким ли должен быть космопорт Москвы - столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшноватенькие. А еще - зеленый город - не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект "Зеленная лужайка" - на месте ЧАЭС?

   Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас - вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм - всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом - после атомной бомбардировки 20.. года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины...

  

   Словом, мир этот очень непростой. И - пройдя весь путь XXI века - трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности.

   Так вот вам и ответ - что же было в глазах Алисы Селезневой... В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир был ненастоящим. Помните: "Вечер... Такой, как у нас...". Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века - оказывается этот мир был не чёрно-белым.

  

   Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила - знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.

  

   Снисходительное отношение... "Он не помнит ни чинов и не имён". А еще жалость там была.

  

   "- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

   - Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу

   этого сделать."

  

   2010

 

Налбандян Карен Эдуардович